Рекомендации дискуссионного клуба «Трезвая Карелия»
Клиника Вершина - реабилитация наркозависимых и алкозависимых лиц
Заказать звонок
Круглосуточно и анонимно 8-800-333-27-06

Рекомендации дискуссионного клуба «Трезвая Карелия»

Общественная палата Республики Карелия

КОМИССИЯ вопросам здравоохранения, формирования здорового образа жизни, охраны окружающей среды и демографии

Рекомендации дискуссионного клуба «Трезвая Карелия»

11 декабря 2018 года г. Петрозаводск

В России с 1992 года в связи со злоупотреблением алкогольной продукцией происходят снижение продолжительности жизни и рост преждевременной смертности, которые являются существенными факторами ухудшения демографической ситуации в стране.

Указом Президента Российской Федерации от 9 октября2007 года № 1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, которая направлена на стабилизацию и рост численности населения, повышение общего коэффициента рождаемости в 1,5 раза и увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет. Достижение таких показателей невозможно без принятия государством эффективных мер по противодействию злоупотреблению алкогольной продукцией.

Алкогольную продукцию потребляет значительное количество подростков. Раннее приобщение детей и молодежи к алкогольной продукции в несколько раз увеличивает риск развития алкоголизма и насильственной смерти в будущем.

Прямые и косвенные экономические потери от алкоголизации населения наносят ощутимый вред социально-экономическому развитию страны и Республике Карелия, в частности. К экономическим потерям относятся повышенный уровень смертности, сокращение продолжительности здоровой жизни, утрата трудоспособности, снижение производительности труда, затраты на лечение заболеваний, связанных с потреблением алкогольной продукции,социальные выплаты государства инвалидам, сиротам, ущерб от пожаров, дорожно-транспортных происшествий, расходы государств на содержание осужденных, на борьбу с преступностью и беспризорностью.

Федеральным законом от 18 июля 2011 года «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации базовый Федеральный закон от 01.01.01 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» был дополнен запретом на потребление (распитие) алкогольной продукции несовершеннолетними, положением о праве продавца требовать документ, удостоверяющий личность и позволяющий установить возраст покупателя, в случае возникновения сомнений в достижении им совершеннолетия. Зарубежный опыт свидетельствует: в большинстве цивилизованных стран продажа любых алкогольных напитков несовершеннолетним категорически запрещена, и этот запрет неукоснительно выполняется, в том числе благодаря норме, по которой продавец имеет право требовать удостоверение личности, подтверждающее возраст покупателя. Кроме того, во многих странах минимальный возраст покупателя алкогольной продукции — 21 год.

Заслушав и обсудив доклады и выступления о ситуации с употреблением алкоголя в Республике Карелия с целью совершенствования законодательства в соответствующей сфере и противостояния дальнейшему распространению алкоголизма участники дискуссионного клуба «Трезвая Карелия» рекомендуют:

1. Поддержать законопроект, выдвинутый Общественной палатой Российской Федерации в рамках Федерального проекта «Закон 21», согласно которому должен быть введен запрет на продажу алкоголя лицам младше 21 года.

2. Законодательному собранию Республики Карелия выступить с инициативой о принятии «Закона-21» перед Государственной Думой Российской Федерации..

3. Правительству Республики Карелия поддержать опыт субъектов Российской Федерации, которые выступили за принятие Федерального проекта «Закон-21».

4. Принять к сведению рассматриваемый Государственной думой Российской Федерации законопроект №429017-7 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" предусматривающий полный запрет продажи алкоголя в объектах общепита площадью менее 20 квадратных метров, расположенных в многоквартирных домах (или) на прилегающих к ним территориях.

5. Рекомендовать Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Карелия продолжить осуществлять контрольно-надзорные мероприятия в отношении юридических лиц индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по розничной торговле алкогольной продукцией.

6. Министерству здравоохранения Республики Карелия, Министерству образования Республики Карелия, социально-ориентированным некоммерческим организациям продолжить работу по мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни.

7. Министерству образования Республики Карелия, Управлению образования Администрации Петрозаводского городского округа, отделам образования муниципальных районов Республики Карелия для обсуждения информации на родительских собраниях по теме «Факторы способствующие формированию в детях предрасположенности к употреблению психоактивных веществ» привлекать специалистов наркологических служб, имеющих подготовку по профилактической антинаркотической работе.

8. Управлению по контролю за оборотом наркотиков МВД России по Республике Карелия совместно с социально-ориентированными некоммерческими организациями (в т.ч. с Карельским республиканским отделением общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест») подготовить заявку для получения Президентского гранта с целью тиражирования информационных материалов для профилактики табачно-алкогольно-наркотической зависимости.

9. Администрациям городских округов и муниципальных образований кардинально повысить комфортность среды обитания населения с доступностью физкультурно-оздоровительных учреждений.

10. Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия «Республиканский наркологический диспансер» проводить системное обучение специалистов системы образования, сотрудников системы здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, и представителей социально-ориентированных некоммерческих организаций.

11. Республиканскому Центру медицинской профилактики государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Поликлиника №1» систематически освещать проблемы профилактики алкогольной зависимости в средствах массовой информации с целью информирования населения о негативных последствиях злоупотребления алкогольной продукцией.

12. Рекомендовать участникам социально-ориентированных некоммерческих организаций заключить соглашения с государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Карелия «Республиканский наркологический диспансер» о взаимной деятельности по проведению профилактической работы.

13. Социально-ориентированным некоммерческим организациям освещать свою деятельность на сайте «Некоммерческие организации Республики Карелия«Гражданское общество многонационального региона» (http://nko-karelia.ru).

14. Совету обслуживания общественной организации «Анонимные алкоголики» Республики Карелия рассмотреть вопрос о возможности создания общественных объединений «Анонимные алкоголики» на территориях муниципальных образований Республики Карелия.

15. Участникам дискуссионного клуба «Трезвая Карелия» в средствах массовой информации публиковать материалы для профилактики табачно-алкогольно-наркотической зависимости среди населения.

16. Общественной палате Республики Карелия направить рекомендации дискуссионного клуба «Трезвая Карелия» руководителю проекта «Трезвая Россия», члену Общественной палаты Российской Федерации С.С.Хамзаеву. 

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ